В начало
25 Ноября 2008

Социальное программное обеспечение в видении Gartner

Аналитическая компания Gartner Inc. представила очередной отчет о ситуации на рынке информационных технологий. На этот раз специалисты оценили ситуацию в области социального программного обеспечения. Gartner считает, что на сегодняшний день, не смотря на обилие предложений на рынке, все они пока далеки от полноценных зрелых и надежных решений.

Мнение аналитической компании отражено в отчете: ни один из производителей, предлагающих социальное ПО, не попал в категорию “лидеры”, при этом лишь две компании (Microsoft и IBM) могут считаться Претендентами. Большая же часть предлагаемых решений - это нишевые продукты. В целом, исследователи отмечают, что рынок социального программного обеспечения продолжает расти, подпитываясь все возрастающим интересом покупателей к продуктам, которые могут поддержать социальные взаимодействия внутри команд и компаний. В то же время, производители и продавцы социального ПО ищут свое место на развивающемся рынке.

Подобное состояние рынка несколько лет назад можно было наблюдать в сфере технологий доступа к информации. Однако, затем рынок в течение нескольких лет консолидировался и на нем явно обозначились лидеры.

Термин “социальное программное обеспечение” подразумевает широкий диапазон программных продуктов, которые позволяют пользователям взаимодействовать между собой и обмениваться информацией. Один из аспектов такого ПО - это популярные социальные сети, типа Вконтакте.Ру, MySpace и др., однако, гораздо больший интерес представляют собой средства, обеспечивающие совместную работу команд для решения коммерческих задач. Многие руководители ожидают, что использование таких средств поможет упростить коммуникации внутри компании или одной рабочей группы, повысив тем самым итоговую производительность труда.

Однако, аналитики Gartner отмечают, что все еще наблюдается существенное сопротивление внедрению и скептическое отношение к выгодам от социального ПО со стороны тех, кто ответственен за общую безопасность и согласованность ИТ-инфраструктуры.

Текущее состояние рынка социального программного обеспечения специалисты Gartner Inc. описывают эпитетами “растущий”, “инновационный” и “не зрелый”. Данное направление разработки ПО развивается вслед за изменчивыми требованиями по информационной поддержке взаимодействий внутри рабочих групп. На данный момент наблюдается три глобальных движения на рынке социального программного обеспечения. Во-первых, крупные и уже заявившие о себе производители (среди которых и Microsoft со своим SharePoint Server) наращивают функциональность и увеличивают поддержку социального аспекта в своих продуктах. Менее крупные компании в течение 2008 года развивали свои решения и теперь пользуются популярностью в корпоративной среде. Третья сила - новые и совсем небольшие производители, включая проекты с открытым исходным кодом - набирает обороты, так же претендуя на борьбу за корпоративных клиентов.

Своим успехом социальное программное обеспечение обязано развитию технологий Web 2.0. В целом, переход от отдельных коммуникационных инструментов к полноценным интегрированным решениям принес много новых возможностей социальному программному обеспечению, но, в то же время, и повысил ожидания пользователей. И на данном этапе развития социального ПО для удовлетворения этих ожиданий после внедрения решений должно быть проделано еще очень много работы. Gartner объясняет этим тот факт, что пока еще инвестиции в этот сектор ИТ слишком малы, а внедрения масштаба предприятия единичны; наиболее распространены решения, стоимость которых находится в пределах от 30 до 70 тыс. долларов США (речь, конечно же, идет о мировом рынке).

Состояние рынка социального программного обеспечения по мнению Gartner на октябрь 2008 года

(состояние рынка социального программного обеспечения по мнению Gartner на октябрь 2008 года)

Создавая очередной “магический квадрат”, специалисты Gartner сосредоточились на продуктах, которые обеспечивают совместную работу в команде, коммуникации и социальные взаимодействия. Продукты, о которых идет речь, помогают пользователям:

  • Узнать друг о друге, искать людей с теми же интересами
  • Создать команды, сообщества или неформальные группы
  • Организовать совместную работу над проектом
  • Обсудить и прокомментировать работу
  • Организовывать дела в перспективе

По условиям Gartner, в “магический квадрат” вошли решения, которые продаются в виде независимого продукта именно как социальное программное обеспечение, причем не ограниченное какой-то определенной сферой деятельности или каким-то одним бизнес-процессом. Продукты должны иметь не менее 50 тыс. пользователей (речь идет о количестве рабочих мест), а как минимум трое из клиентов должны были развернуть решения на ИТ-инфраструктурах, включающих не менее 1000 рабочих мест. Помимо этого, решения должны обладать минимальным функционалом, куда входит:

  • Управление пользователями: решение должно обеспечивать возможность создавать, редактировать или удалять пользовательские профайлы.
  • Пользовательские профайлы: решение должно предоставлять информация о каждом пользователе, доступ к которой могут получить другие пользователи.
  • Управление ролями и доступом: поддержка ролей (например, редактор, менеджер и т.п.) в продукте должна быть связана с управлением доступом.
  • Конфигурируемые группы, проекты, команды или сообщества: конечные пользователи с необходимыми правами доступа должны иметь возможность создавать тематические разделы в группах или сообществах.
  • Обмен документами: решение должно поддерживать возможность загрузки и хранения документов, а также обмена ими с другими пользователями.
  • Дискуссионные форумы: должна поддерживаться постоянная среда, где можно опубликовать собственные вопросы и получать на них ответы от других пользователей.
  • Блоги: конечные пользователи должны иметь возможность публиковать заметки, которые организуются в обратном хронологическом порядке.
  • Wiki: решение должно поддерживать создание страниц по идеологии Вики.

По сравнению с отчетом предыдущего, 2007 года, аналитики Gartner увеличили минимальное число пользователей, а также указали необходимость поддержки блогов и идеологии Wiki. Из-за изменения требований некоторые компании исчезли из отчета; среди прочих с “магического квадрата” пропали компании BEA Systems (она была приобретена Oracle) и SiteScape (за счет приобретения компанией Novell). Несмотря на ужесточившиеся критерии отбора, по сравнению с прошлым годом было добавлено большее количество новых решений: AskMe-Realcom, Blogtronix, Drupal, EPiServer, eTouch, FatWire, Google, Igloo, Huddle, Josh, LiveWorld, Lithium Technologies, Mzinga, Liferay, Novell, ONEsite, PBwiki, Small World Labs, ThoughtFarmer, Tomoye.

Таким образом, среди представленных решений не только продукты, изначально создававшиеся для корпоративного рынка, но и решения зарекомендовавшие себя в качестве пользовательских сервисов, а впоследствии адаптированные для коммерческого использования. Среди таких решений приложения Google Apps, система для создания и управления сайтами Drupal, блог-платформа Six Apart, портал Liferay и др.

Основными игроками на рынке на данный момент можно считать:

  • Microsoft. Основной продукт компании на этом рынке - платформа SharePoint, включающая Microsoft SharePoint Server и Windows SharePoint Services. В SharePoint включены компоненты обеспечивающие функциональность социального ПО: блоги, вики, подкастинг, постоянный групповой чат, дискуссионные группы, поиск людей (использующий анализ информации из социальной сети), а также портальные функции и возможности workflow, которые построены на платформе, предлагающей управление и администрирование. Вероятно, продукт обеспечивает наилучший социальный анализ за счет интеграции с технологиями Fast Search & Transfer. Однако решение Microsoft ориентировано, прежде всего, на работу в среде Microsoft.
  • IBM. Решение IBM Lotus Connections предлагает практически полный набор функциональности социальных систем, включая поддержку социальных закладок и тегов, а также блогов, пользовательских профилей и т.д. Lotus Connections могут развертываться в виде отдельных модулей и сервисов. По оценке Gartner, Lotus Connections готово для масштабных корпоративных решений, однако, пока распространяется среди клиентов ориентированных на среду IBM, т.к. базируются на традиционной платформе компании Domino, WebSphere и DB2.
  • Google. Решения Gooogle не попали в квадрант претендентов. Google Apps доступны бесплатно огромному количеству пользователей, и вполне готовы к появлению корпоративных версий (Google Apps Premier Edition). В то же время, Google ориентирован на модель SaaS, что подходит не для всех организаций.

Кроме того, интересны продукты нескольких небольших компаний, попавших в сегмент визионеров. Это вики-системы Atlassian и Socialtext, а также социальная сеть Jive Software.

  • Atlassian - быстро растущий продукт, уже поддерживающий интеграцию с Microsoft Office SharePoint Server и Office. Эта вики-ориентированная система включает в себя в качестве опций широкий набор социальных функций; увы, пока она предоставляет недостаточный уровень анализа социальной сети. Среди основных недостатков, отмеченных Gartner, - включение в решение модулей сторонних производителей, а также малые размеры компании-производителя. По мнению аналитиков, недостаток штата может ограничить будущий рост продукта для соответствия требованиям крупных компаний.
  • Socialtext - одно из первых коммерческих вики-решений. Продукт обладает необходимой масштабируемостью, а также предлагает новые функции, например, такие как Twitter-о подобный модуль обмена сообщениями. Решение построено на основе веб-ориентировнной архитектуры и гарантирует поддержку Atom/RSS и REST API. Среди недостатков продукта Gartner отмечает увеличивающееся различие между коммерческой версией и open-source проектом, что помешало развитию экосистемы вокруг последнего.
  • Jive Software Clearspace - совмещает в себе поддержку досок объявлений для структурированной совместной работы, а также задачи, проекты и ограниченную работу с бизнес-процессами. Социальное взаимодействие возможно через богатые пользовательские профайлы, блоги, вики и анализ социальной сети. Продукт включает некоторые open-source компоненты (например, базовую поддержку бизнес-процессов, обработку PDF, XML и т.п.). Увы, но, так же, как и Atlassian, компания еще слишком мала, чтобы представлять собой значительную и стабильную силу на рынке.

Более подробно об исследовании вы можете прочитать на сайте Gartner.

© Екатерина Баранова - ИТ-контент

Мысли про ИТ
Топ статей за Ноябрь 2008

Социальное программное обеспечение в видении Gartner

Холдинговая компания «Нарат» проводит комплексную модернизацию ИТ-структуры, одновременно внедряя систему виртуализации и Microsoft Office Sharepoint Server 2007

Компания ОК использует хостинг на базе виртуальных серверов Hyper-V для построения оптимальной инфраструктуры

Новый этап в развитии software-as-service в изложении Microsoft: Azure Services Platform

Новости за неделю (10.11.08 - 16.11.08)

Завершена модернизация IT-инфраструктуры на базе продуктов Microsoft для компании «Топ-Книга»

ЗАО «НИПИ «ИнжГео» внедряет технологию виртуализации Hyper-V для повышения эффективности работы

Группа компаний «Витрина А» внедряет систему виртуализации Hyper-V

Технология Hyper-V обеспечила виртуализацию СУБД Oracle 9g в ТЦ «Красная площадь»

Внедрение Microsoft Office Communications Server 2007 в Российском новом университете (РосНОУ)

Новости за неделю (27.10.08 - 02.11.08)

Глобальное исследование показало рост интереса малого бизнеса к software as service

«Солнечные Продукты» развивают партнерскую сеть с помощью Microsoft Dynamics CRM

ИТ-холдинг К-Инвест внедряет новую версию Microsoft Office 2007

Завершен проект по оптимизации системы автоматизации бизнеса на основе Microsoft Dynamics AX в челябинской сети центров торговли «Молния»

Gedore Werkzeuge GmbH внедряет виртуализацию Hyper-V

Платформа виртуализации Hyper-V позволила эффективно использовать имеющиеся аппаратные ресурсы в ассоциации «АЛПИ»

Внедрение информационных технологий Microsoft в Управлении Здравоохранения Администрации города Хабаровска

Менеджмент компания «Зеленая страна» внедряет систему электронного документооборота на базе Microsoft Office SharePoint Server 2007

Компания «Цифровые Телефонные Сети Юг» внедряет Hyper-V для сокращения расходов на электроэнергию и оптимизации управления

Архив

| 2014 | 2013 | 2012 | 2011 |
| 2010 | 2009 | 2008 | 2007 |
| 2006 | 2005 | 2004 | 2003 |

 

Реклама на сайте

 

Новости ИТ Примеры внедрения Мысли про ИТ
ИТ-компании Серверные продукты ИТ-события
Агентство Вакансии География
Облако тегов Архив
2003-2015 © ИТ-контент

Контент Агентство "ИТ-Контент"

E-mail: itcontent@itcontent.ru

Реклама на сайте