В начало
12 Декабря 2013

Пользователи не дают заменить Microsoft Office на дешевые альтернативы

Как показали последние исследования аналитической компании Forrester, альтернативные офисные продукты все еще привлекают мало внимания в сравнении с Office от Microsoft. На Западе менее 10% компаний ищут альтернативу этому продукту хотя бы для некоторых сотрудников. OpenOffice и LibreOffice, можно сказать, не имеют своей доли на рынке.

Правда, несмотря на выход следующего поколения, на рынке все еще доминирует Office 2010. Лишь небольшая часть компаний развернули у себя Office 2013, остальные же на данный момент не видят для себя убедительных бизнес-преимуществ в обновлении. Да и в облачном сегменте Microsoft – не полноправный лидер. Хотя Office 365 абстрактно поддерживает большее число компаний (14% против 9% за Google – на корпоративном уровне), о том, что рядовые сотрудники пользуются продуктом ближайшего конкурента (Google Docs / Drive) сообщили порядка 13% компаний.

 

Как на рабочем месте, так и дома множество специалистов продолжают использовать Microsoft Office, несмотря на то, что в последние годы появилась масса достойных альтернатив. Причем, многие применяют далеко не самую последнюю версию программного продукта, несмотря на то, что маркетинг производителя стремиться всячески разрекламировать обновление. Чтобы прояснить ситуацию на этом рынке, а также выявить основные планы и причины обновления решений, аналитики компании Forrester опросили около 155 ИТ-специалистов, ответственных за принятие решений, о приобретении офисных продуктов для их компаний.

Надо отметить, что последний аналогичный опрос аналитики проводили порядка двух лет назад. С того момента ситуация на рынке значительно поменялась. Появилось больше новых разработок, в частности, были представлены стабильные и функциональные мобильные приложения от ведущих поставщиков; были выпущены Microsoft Office 365 и IBM Docs. Кроме того, разрослось число клиентов, выбирающих для себя продукты Google. В результате соотношение сил на рынке существенно поменялось. Часть аудитории оттянули на себя облачные решения, а доля более дешевых вариантов настольных систем заметно сократилась. Несмотря на все эти изменения, Microsoft до сих пор остается лидером сегмента (по крайней мере, на корпоративном рынке).

Опрошенные ИТ-специалисты отмечают, что на данный момент они платят за более широкий функционал офисных продуктов, чем это нужно большинству сотрудников (90% опрошенных дают полную версию Office всем сотрудникам). Один из путей изменить это – начать с первого шага в виде облачной электронной почты. Если ИТ-отделу удастся отучить коллег использовать самостоятельные приложения, вроде Microsoft Outlook или IBM Notes, заменив их легкими соединенными с облаком решениями, в будущем у них вполне могут получиться те же преобразования и с приложениями для редактирования документов, презентаций и электронных таблиц. Но на практике многие продолжают использовать Outlook, являющийся частью Office 365.

Если говорить о цифрах - лишь пятая часть компаний использует облачную систему электронной почты. Четверть компаний планирует внедрить ее у себя будущем. Если их планы осуществятся, порядка 30% от общего числа организаций можно будет отнести к пользователям облачных систем электронной почты уже через год. При этом среди опрошенных лишь 1% применяет IBM SmartCloud for Social Business, порядка 14% предпочитают Office 365 и 9% смотрят на Google. В этом сегменте успех Microsoft отчасти объясняется поддержкой гибридного развертывания.

Половина компаний, использующих облачную электронную почту, одновременно задействует и локальные сервера (гибридную модель развертывания). Безусловно, для некоторых это временная ситуация, поскольку полную миграцию по тем или иным причинам на данный момент провести не представляется возможным. Другие же не хотят, чтобы электронные сообщения топ-менеджмента обращались вне их собственной сетевой инфраструктуры по причинам безопасности. Они готовы использовать облако лишь для рядовых сотрудников и общения с подрядчиками (т.е. гибридная модель – это явно постоянное решение).

Если говорить о локальных развертываниях – то здесь Microsoft по-прежнему лидирует. У порядка 78% опрошенных компаний развернут Microsoft Exchange Server, а у 82% компаний – SharePoint Server. В общем числе новых внедрений соотношение Microsoft Exchange и IBM Notes – примерно 3 к 1.

Среди продуктов для работы с документами лидирует Microsoft Office. Однако речь здесь вовсе не о последней версии продукта. Лидерство остается за Office 2010 (85%), а на втором месте – Office 2007 (51%).

В свое время Office 2010 продавался быстрее, чем любой другой набор офисных приложений, но аналитики не могут того же сказать об Office 2013. Через полгода после выпуска Office 2010 52% компаний уже внедрили его в своей ИТ-инфраструктуре. Сходный опрос по Office 2013 дал цифру не более 22%. Столь медленное распространение специалисты связывают с тем, что не так много компаний совмещают развертывание Windows 8 и Office 2013, как ранее совмещали Windows 7.1 и Office 2010.

Большинство компаний (58%) в перспективе все же планирует переход на Office 2013. Среди 32% респондентов, которые не планируют обновляться в принципе, наиболее популярным объяснением является отсутствие веских бизнес-причин для внедрения. А вот среди тех компаний, что все же инициировали внедрение новых версий, развертывание очередного решение в среднем занимало год и требовало больше усилий, чем планировалось.

Интересно, что, несмотря на дальнейшее развитие решений с открытым исходным кодом, их рыночная доля падает. Опрос двухлетней давности показал, что примерно 13% компаний внедрили у себя тот или иной вариант OpenOffice или LibreOffice. Сейчас их доля сократилась до 5%. Среди поклонников подобных решений остались лишь те, кому необходимо просто урезанное решение для рядовых сотрудников. Что касается веб-инструментов и поддержки мобильных устройств, но на данный момент эти опции нельзя назвать сильной стороной свободно распространяемых продуктов.

Сейчас OpenOffice или LibreOffice пользуются большей популярностью в Европе, особенно в государственном секторе и среди неправительственных организаций. Также эти продукты используют некоторые предприятия, чьим сотрудникам не требуется расчет по сложным формулам или многоуровневое форматирование. Однако для подавляющего большинства компаний (77%) оказался очень важен вопрос совместимости форматов. И эта опция побеждает любые другие предложенные возможности, в том числе, мобильные приложения, функции совместной работы или интеграции со сторонними инструментами совместной работы. Для некоторых (39% опрошенных) оказываются решающими также интеграция с электронной почтой, которая на сегодняшний день остается доминирующим инструментом сотрудничества. А вот возможность работы над документом одновременно нескольким сотрудникам востребована лишь в 14% компаний.

Какой из этих цифр можно сделать вывод? Очевидно, что Microsoft Office имеет гораздо больше возможностей, чем нужно рядовому сотруднику компании. При этом на рынке доступно множество дешевых (или даже бесплатных, как в случае с Google Docs) альтернатив, которые вполне жизнеспособны. Несмотря на это разговоры о переходе на менее функциональные версии и продукты обычно начинаются в ИТ-отделах, а вовсе не на рабочих местах самих сотрудников. Людям проще использовать Microsoft Office, поскольку они работали с ним всю жизнь. Если бы пользователи действительно хотели внедрения альтернативы, оно бы уже давно произошло (не надо далеко ходить за примерами: BYOD принимается в организациях даже против их желания). Так что, пока сотрудники имеют право голоса при  выборе решения, Microsoft Office будет сложно заменить.

Более подробную информацию о рынке офисных решений можно найти на сайте аналитической компании Forrester.

© Екатерина Баранова - ИТ-контент

Мысли про ИТ
Топ статей за Декабрь 2013
Архив

| 2014 | 2013 | 2012 | 2011 |
| 2010 | 2009 | 2008 | 2007 |
| 2006 | 2005 | 2004 | 2003 |

 

Реклама на сайте

Корпроративные порталы SharePoint

 

Новости ИТ Примеры внедрения Мысли про ИТ
ИТ-компании Серверные продукты ИТ-события
Агентство Вакансии География
Облако тегов Архив
2003-2015 © ИТ-контент

Контент Агентство "ИТ-Контент"

E-mail: itcontent@itcontent.ru

Реклама на сайте